Прекращение поставок газа в Европу может стоить российскому бюджету до 400 миллиардов рублей (или 6,6 миллиарда долларов США) в год в виде утраченных налоговых поступлений. При этом полностью компенсировать потерю объемов продаж новыми экспортными рынками не удастся даже в среднесрочной перспективе.
Об этом со ссылкой на тайный отчет правительства РФ сообщает Bloomberg. Сообщается, в частности, что документ, предоставленный 30 августа на рассмотрение российского правительства экспертной группой, «рисует гораздо более ужасную картину, чем обычно делают чиновники в своих оптимистичных публичных заявлениях».
К тому же, авторы отчета подчеркивают значительное негативное влияние санкций, введенных странами Запада против России из-за ее вторжения в Украину. В частности, российские производители металлопродукции будут терять около 5,7 млрд долларов в год из-за влияния западных санкций. Значительный ущерб несет и нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли России после того, как западные санкции в отношении российской сырой нефти и нефтепродукции вступят в силу.
Не наименьший вред русской экономике нанесут и те западные санкции, которые касаются ограничения экспорта технологий в РФ. Больше всего от западных санкций пострадают такие импортозависимые отрасли российской экономики как фармацевтика, машиностроение, авиационные и другие транспортные перевозки, а также связь и ИТ-сектор, считают авторы отчета.
Кроме того, отмечают они даже в сельскохозяйственном секторе, где кремль рекламировал свои усилия по замене иностранных поставок, зависимость от ключевых импортозависимых факторов производства может заставить россиян сократить потребление продуктов питания.
Также в отчете впервые официально признана вероятность большого «оттока мозгов» из российской федерации – по оценкам его авторов, к концу 2025 года россия может покинуть до 200 тысяч ИТ-специалистов.
В целом же, влияние войны и западных санкций на российскую экономику повлечет за собой столь глубокую рецессию, что вернуться к довоенному уровню она сможет лишь в конце десятилетия или еще позже, говорится в отчете.