7 из 10 украинцев беспокоятся, что их друзья или семьи могут отреагировать на мошенническое сообщение с просьбой подтвердить данные своего счета, а 68% украинцев не уверены, что способны распознать онлайн-мошенничество.
Об этом свидетельствует последнее исследование Stay Secure, проведенное аналитическим центром Wakefield Research 2023 по заказу Visa.
«Согласно исследованию, каждый второй украинец, по крайней мере, раз попадал на крючок мошенников, а 17% становились жертвами обмана неоднократно», – заявили в Visa.
О низком уровне осведомленности о мошеннических схемах социальной инженерии свидетельствует, что 73% украинцев вероятнее всего не распознают «тревожных колокольчиков», указывающих, что они столкнулись с преступниками в сети.
Респонденты, считающие себя осведомленными о тактиках онлайн-злоумышленников, с большей вероятностью нажмут на фальшивую ссылку или поверят мошенническому предложению. 54% «знающих» украинцев купятся на сообщения, содержащие хорошие новости (вроде «бесплатный подарок для вас», «вас выбрали» или «вы стали победителем»), а 42% отреагируют на просьбу выполнить срочные действия, в то время как среди тех , кто сомневается в своей бдительности, так же поступят 48% и 32% соответственно.
Меньше всего украинцы верят просьбой переустановить пароль из-за потенциальной утечки данных: для 85% опрошенных сообщение такого содержания – в тройке наиболее подозрительных. Гораздо меньшее беспокойство вызывают СМС о статусе доставляемой отправки (лишь 28% включили такие сообщения в топ-3 заставляющих насторожиться), электронные письма с объявлением о распродаже или появлении нового продукта (27%) или просьба предоставить отзыв о недавнем опыте. (17%) – всем этим могут воспользоваться мошенники.
Почти каждый второй (49%) украинец сообщил, что убеждается, что письмо отправлено с действительного электронного адреса, тогда как только 43% будут проверять, прикреплено ли к сообщению название или логотип компании. Меньше половины респондентов будут искать в письме номер своего заказа (42%) или банковского счета (32%), а 40% будут проверять правильность написания слов.
7 из 10 украинцев переживают, что их друзья или семьи могут отреагировать на мошенническое сообщение с просьбой подтвердить данные своего счета, а почти половина (46%) обеспокоены, что близкие попадутся на мошенническое электронное письмо с предложением бесплатной подарочной карты или продукта из интернет-магазина . Также 68% респондентов опасаются, что жертвами онлайн-мошенников могут стать пенсионеры, в то время как в бдительности детей и подростков не уверена четверть опрошенных.
«В современном цифровом мире мошенничество становится все более вычурным, а преступники используют новые подходы, чтобы обмануть доверчивых потребителей. Неважно, о чем идет речь: о посылке, задержанной на таможне, просроченной подписке на стриминговый сервис или подарочной карточке от любимого бренда – мошенники применяют чрезвычайно убедительную тактику, чтобы ввести жертв в обман», – говорит руководитель отдела рисков Visa в регионе Центральной и Восточной. Европы, Ближнего Востока и Африки Чарльз Лобо.
Исследование Visa Stay Secure выявило, какие обороты речи с наибольшей вероятностью указывают на мошенничество, и исследовало, насколько уязвимы к ним респонденты в Украине. Это ложное чувство срочности, хорошие новости, просьба выполнить действия.
Чтобы лучше защитить себя, потребителям следует несколько минут дополнительно подумать, прежде чем нажимать на ссылку, в частности проанализировать язык, который используют мошенники.
Простые, но эффективные советы:
1) не делитесь ни с кем данным своего банковского счета;
2) не нажимайте на ссылку, не убедившись, что она приведет вас туда, куда обещают в уведомлении;
3) регулярно проверяйте уведомления о списании средств, приходящих в форме СМС или электронных писем и сообщающих о покупках, совершенных с вашего счета;
4) позвоните по номеру, указанному на корпоративном сайте или обратной стороне вашей кредитной или дебетовой карты, если не уверены, есть ли сообщение от банка настоящим.
Исследование Stay Secure является частью информационной кампании Visa «Платите безопасно», в рамках которой Visa способствует повышению осведомленности потребителей о возможных сценариях онлайн-мошенничества, обучает более осведомленному и безопасному поведению покупателей, повышает финансовую грамотность населения.
В Украине кампания проводится в поддержку инициативы Национального банка по противодействию онлайн-мошенничеству #ШахрайГудбай.
Исследование проводилось онлайн в течение марта-апреля 2023 года среди 5800 человек в возрасте от 18 лет в 17 странах (Украина, Бахрейн, Египет, Казахстан, Катар, Кения, Королевство Саудовская Аравия, Кот-д’Ивуар, Кувейт, Марокко, Нигерия, Объ. единенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, ЮАР, Сербия и Тунис).