Новая программа МВФ позволит Украине привлечь более 50 миллиардов долларов

Поздно вечером 21 марта Международный валютный фонд сообщил, что достиг согласия с украинскими властями относительно новой программы . В отличие от предыдущей мониторинговой программы она будет предусматривать выделение немалого финансирования.

После подписания и согласования Советом директоров МВФ, Украина сможет получить 15,6 млрд долларов кредитного финансирования в течение следующих 48 месяцев. 

Однако, это еще не все. Программа Фонда поможет правительству привлекать еще десятки миллиардов долларов от других партнеров, что пригодится не только во время активной фазы войны, но и после ее завершения.

Новую программу МВФ для Украины называют уникальной: Фонд впервые предоставляет деньги стране в условиях беспрецедентной экономической неопределенности.

Для получения финансирования украинским властям придется выполнить ряд требований. Пожалуй, ключевая из них – не приводить к ухудшению своего финансового положения и экспериментировать с налогами во время войны.

Что еще должно выполнить государство для получения денег МВФ и насколько критично сотрудничество с Фондом сейчас?

В чем уникальность

Новая программа МВФ, полученная Украиной, стала прецедентом. Хотя у фонда не было прямых запретов на кредитование стран в условиях войны, однако он не может предоставлять странам средства без четкого макропрогноза. А сложить его в страны, в которой продолжаются активные боевые действия, невозможно.

Действовавшая до этого мониторинговая программа между МВФ и Украиной также была своего рода ноу-хау. Это свидетельствует о том, что в настоящее время Фонд фактически изменяет подходы в своей работе и разрабатывает новые инструменты, которые впоследствии смогут использовать и другие государства мира, которые окажутся в подобных условиях, что и Украина.

“Это своеобразный подарок, который сделала Украина остальному миру: продемонстрировав способность и стремление выстоять, мы побудили МВФ пересмотреть собственные кредитные политики и открыть возможность работы Фонда со странами, которые испытывают влияние экзогенных факторов и находятся в условиях неопределенности.

На нашем прецеденте был отработан и путь и политика такой глобальной организации, как МВФ, которая переосмыслила свою роль и значение, стала более открытой и еще более решительной к борьбе с вызовами», – отмечает глава Нацбанка Андрей Пышный, принимавший участие в переговорах с МВФ .

Что предполагает программа?

Формат программы, которую Украина получит от МВФ, – программа расширенного финансирования или EFF. Такие программы, как правило, более долгосрочные и большие по объемам, но предполагают проведение структурных реформ страной-получателем средств.

В рамках этой программы Фонд согласился выделить Украине кредит в размере 577% от ее квоты в МВФ, а это 11,6 млрд СДР, или 15,6 млрд долларов по текущему курсу. Из них уже в 2023 году Украина сможет выручить около 4,5 млрд долларов. Срок действия программы – 4 года, график выплат по кредиту – до 10 лет.

Однако предоставление средств в условиях неопределенности и внесения изменений в процедуры МВФ – не единственные особенности этой программы. Еще одной ее особенностью станет разделение на два этапа: военный и поствоенный. Каждый из этапов будет иметь совершенно разные задачи и, соответственно, требования.

Так, первый этап продлится 12-18 месяцев, что соответствует ожиданиям МВФ по завершению активной фазы боевых действий. На этом этапе ключевой целью программы станет поддержка фискальной, ценовой и финансовой стабильности.

Основное внимание на первом этапе программы будет на максимальной мобилизации доходов бюджета. Речь о налоговых поступлениях, которые государство должно повышать, прежде всего, благодаря более эффективному производству и более жесткому контролю.

Фонд также предостерегает Украину от принятия любых решений, которые могут привести к снижению налоговых поступлений во время войны.

Второй этап программы продлится, соответственно, 30-36 месяцев. На этом этапе проведение структурных реформ выйдет на первый план.

В частности, Украина должна будет активно проводить реформы, направленные на восстановление экономики, а также повышение финансовой устойчивости и обеспечение долгосрочного роста экономики. Важным направлением реформ, которые Украина должна будет проводить на втором этапе программы МВФ, будут меры по интеграции в ЕС.

Ожидается, что на втором этапе программы МВФ Украина вернется к своим довоенным политикам, в частности, политике плавающего курса валют и инфляционному таргетированию.

Какие требования к Украине?

Окончательный список требований и структурных маяков программы МВФ будет обнародован вместе с меморандумом о сотрудничестве. В настоящее время идет техническое согласование текста меморандума, а также его подписание.

В то же время уже сейчас известно о ряде требований Фонда, часть из которых “перекочевала” из предыдущей программы между МВФ и Украиной.

Да, на первом этапе программы МВФ ключевым будет обеспечение устойчивости бюджета и финансовой системы в условиях войны.

Фонд потребует от Украины максимально мобилизовывать внутренние ресурсы, в том числе налоги. Для этого Украине придется возобновить довоенные практики налогообложения , в частности, отменить льготный режим упрощенной системы налогообложения со ставкой 2%.

Это требование частично перекатывает из мониторинговой программы с МВФ, где речь шла о разработке и регистрации законопроектов об отмене налоговых льгот, введенных после 24 февраля 2022 года. Теперь МВФ будет ожидать, что Рада проголосует эти законопроекты, а сами льготы исчезнут уже с 1 июля этого года.

Еще один из способов максимизации налоговых поступлений в бюджет – повышение контроля за взиманием налогов. Особое внимание в этом контексте уделено работе Бюро экономической безопасности. От последнего МВФ ожидает не только должного расследования налоговых и финансовых преступлений, но и активной работы аналитического департамента на независимой основе.

Реорганизация БЭБ станет одним из требований программы МВФ. Вероятно, этот процесс будет предусматривать перезагрузку руководства Бюро, а также проведение аттестации его работников. Кроме того, правительство и Совет должны будут внести изменения в закон о БЭБ, чтобы воплотить в них “ведущий международный опыт” работы аналогичных органов, а также усилить аналитические функции Бюро.

На встрече в Офисе президента во время визита Кристалины Георгиевой в Украину, 20 февраля
ИСТОЧНИК: ОФИС ПРЕЗИДЕНТА 

Помимо налоговых платежей Украина должна будет максимально мобилизовать другие внутренние источники финансирования расходов. В частности, Минфину и Нацбанку нужно будет продолжать работать над “реанимацией” рынка ОВГЗ .

Чтобы провести “реанимацию” Минфину, придется повышать ставки заимствований. НБУ, со своей стороны, будет стимулировать банку покупать ОВГЗ с помощью административных мер.

Альтернативы рыночной продажи ОВГЗ в период действия программы МВФ не будет: эмиссионное финансирование (проще говоря, “печать средств” будет запрещено .

В финансовом секторе требования МВФ будут оставаться почти неизменными. Ключевой из них будет оставаться поддержка независимости Национального банка Украины от политического вмешательства. 

Также Украина должна будет провести оценку качества банковских активов , утверждение методологии к которой стало одним из требований мониторинговой программы фонда.

В программе с МВФ останется и продолжение антикоррупционных реформ. В частности, Украина должна будет вернуть обязательное декларирование доходов чиновников и обеспечить доступ общественности к электронным декларациям.

Правда, такой доступ будут обеспечивать, учитывая риски безопасности. Например, чтобы враг не смог получить доступ к координатам, по которым проживают первые лица государства.

Еще одно требование – завершить процесс формирования наблюдательных советов государственных банков . Пока что правительство согласовало советы ПриватБанка и Укргазбанка. Конкурсы на независимых членов советов Укрэксимбанка и Сбербанка все еще продолжаются.

На втором этапе программы после окончания активных боевых действий государство должно будет ввести национальную стратегию доходов . Фактически речь идет о плане государственных поступлений на среднесрочный период – ближайшие 5 лет.

С одной стороны, наличие такого плана должно уберечь налоговую систему от неожиданных и необдуманных изменений. С другой стороны, он не исключает возможности проведения налоговой реформы. Правда, такая реформа должна основываться на понятных расчетах, не приводить к провалу доходов бюджета, а еще ее должен будет согласовать МВФ.

Среди других требований МВФ на втором этапе программы – поддержка макроэкономической стабильности, восстановление экономики и введение реформ, необходимых для вступления Украины в ЕС.

Ожидается, что на втором этапе программы Украина сосредоточится на проведении структурных реформ, в частности, осуществит реформу управления государственными инвестициями во время послевоенного восстановления.

Кроме возвращения рыночного курсообразования, Украина будет работать над приведением тарифов для населения к рыночным показателям .

“Программа МВФ направляет Украину в определенном направлении экономической политики – в частности, поощряет отказаться от экспериментов по льготным системам налогообложения, которые могут стать вредными для наполнения бюджета во время войны”, – резюмирует экономист Центра экономической стратегии Максим Самойлюк.

Какие возможности предоставит новая программа?

Еще до широкомасштабной войны МВФ рассматривался Украиной не только как источник финансирования, но и как гарантия, позволяющая привлекать большие объемы финансирования из других источников. Хотя внешние рынки капитала для Украины остаются закрытыми, роль программы МВФ от этого не уменьшается.

Этот тезис подтверждают и в самом МВФ. По словам главы миссии Фонда Гевина Грея, наличие программы с МВФ “поможет мобилизовать масштабное льготное финансирование в течение всего срока ее действия”.

По данным собеседника ЭП, причастного к переговорному процессу, в привязке с программой МВФ на 15,6 млрд долларов Украина сможет получить еще около 40 млрд долларов заверений от доноров и партнеров для покрытия ее финансовых потребностей.

На сколько Украине нужна программа?

Необходимость в средствах МВФ продиктована рекордным дефицитом возникшего в условиях войны госбюджета. Причем размер дефицита только увеличивается, накануне депутаты повысили объем расходов сразу на пол триллиона гривен , которые направят в поддержку сил обороны.

Хотя средства МВФ правительство не сможет использовать на нужды армии, они позволят профинансировать все остальные статьи расходов государства, например социальное обеспечение, образование, здравоохранение и т.д.

“Все средства иностранных партнеров поступают в общий фонд, из которого финансируется большинство расходов. Поэтому технически условное финансирование того же образования или медицины за счет грантов и кредитов высвобождает ресурсы, аккумулированные внутри экономики, для финансирования армии”, – объясняет глава департамента макроэкономических исследований группы ICU. Виталий Ваврищук.

Еще одна неочевидная необходимость в привлечении средств МВФ сейчас состоит в том, что Украине нужно выплачивать свои старые долги перед фондом. Такие выплаты уменьшают резервы НБУ и давят на бюджет, отвлекая драгоценные ресурсы по приоритетным направлениям.

В 2023 году Украина должна выплатить в пользу фонда около 3,15 млрд долларов. Получение траншей кредита в 4,5 млрд долларов полностью компенсирует эти расходы и увеличит финансовые возможности государства.

Кроме того, новая программа МВФ для Украины имеет политические причины. В частности, для правительств стран-доноров важно иметь независимую точку зрения на макроэкономические потребности Украины и ее экономическую политику.

“Для наших партнеров важно, чтобы МВФ предоставлял положительные оценки эффективности использования международной помощи… Это поможет избежать обвинений в том, что средства предоставляются без каких-либо условий и без надлежащего контроля. Такие обвинения часто раздаются от политических оппонентов правительств, которые помощь Украине согласовывают”. “, – добавляет Ваврищук.

Может ли Украина выполнить требования?

Украина по силам выполнить все требования Фонда и привлечь, по меньшей мере, большую часть предусмотренного в рамках программы финансирования.

Во-первых, опыт сотрудничества Украины и МВФ в условиях широкомасштабной войны открыл Украину кредитору по-новому. Условия предварительной мониторинговой программы Украина выполнила иногда даже с опережением графика. Едва ли не впервые за последние десятилетия в пресс-релизах по итогам пересмотра той программы МВФ открыто хвалил украинские власти.

Во-вторых, условия программы, в частности первого ее этапа, не чрезвычайно сложны для Украины.

“На первом этапе программы условия будут достаточно легкими и в основном будут фокусироваться на мобилизации доходов бюджета, усилении макроэкономической стабильности и определенных антикоррупционных мерах, ведь эта сфера остается важной для международных партнеров”, – отмечает главная экономистка Dragon Capital Елена Билан.

Реформы, которые МВФ потребует на втором этапе, будут согласовываться с общим курсом Украины на вступление в ЕС. То есть их украинская сторона выполнила бы в любом случае, чтобы подтвердить свои намерения и в конечном итоге вступить в Евросоюз.

В-третьих, Украина слишком слишком зависит от внешнего финансирования, чтобы пренебрегать таким значимым источником средств, как МВФ.

В заключение, заключение этой программы МВФ с Украиной, в первую очередь, стало следствием политической воли. Активная работа над подготовкой к миссии МВФ, которая предшествовала соглашению на уровне персонала об этой программе, началась по возвращении директора-распорядительницы МВФ Кристалины Георгиевой из Украины .

Тогда главу фонда поразило не только разрушение, но и способность украинцев приспосабливаться и поддерживать работу критической и финансовой инфраструктуры в столь сложных условиях. Так, глава НБУ Андрей Пышный отмечает, что она  была очень поражена тем, насколько чист и опрятен Киев военного времени.

” Здесь видимо сработала философия разбитых окон: она их не увидела. И это очень важный момент, ведь говорит об устойчивости и состоятельности Украины на ментальном уровне, не только на уровне отчетов, которые мы готовим”, – отмечает украинский топ- чиновник  .

Эта политическая воля может стать еще одним фактором давления на украинские власти относительно выполнения требований новой программы, ведь на этот раз в Фонде не “спустят ситуацию на самотек” и с особым усердием будут следить за прогрессом Украины.

Економічна Правда