В Кремле в очередной раз за этот год кардинально ошиблись в оценке ситуации. Прогнозы, согласно которым введение 5 декабря эмбарго Евросоюза и потолка цен G7 на нефть из России приведут к резкому росту нефтяных котировок, не оправдались.
В частности, первые два дня действия введенных из-за полномасштабной войны в Украине новых штрафных мер дали совсем не тот эффект, на который надеялись в Москве: мировые цены на нефть не взлетели, а, наоборот, стремительно упали.
График котировок европейской эталонной марки Brent за 5 и 6 декабря очень выразителен. В понедельник цены поначалу пошли вверх и превысили 88 долларов за баррель: спекулянты явно решили воспользоваться необычной ситуацией и попытались сыграть на повышение. Однако к середине дня стало ясно, что на рынке нет ярко выраженных тревожных ожиданий дефицита нефти и начали распродавать свои позиции.
В результате к концу понедельника за баррель Brent давали уже всего 83 доллара. Утром во вторник после небольшого отскока котировки продолжили падение и к вечеру, на момент публикации статьи, упали почти до отметки 80 долларов. Тем самым они вернулись к уровню начала января 2022 года. То есть нефть снова стоит столько же, сколько до широкомасштабного вторжения РФ в Украину.
Вскоре после начала вторжения цена Brent взлетела до 130 долларов, затем довольно долго, фактически до конца августа, держалась выше 100 долларов, с сентября по середину ноября находилась в диапазоне 90-100 долларов, после чего опустилась уже ниже отметки в 90 долларов. Да, с приближением даты вступления в силу эмбарго ЕС (полгода назад) нефть не дорожала, а очень последовательно дешевела.
Нефть дешевеет, несмотря на зиму и угрозы России. Это происходило даже на фоне приближающейся зимы, когда потребление нефтепродуктов в Европе обычно растет, поскольку топливо, в частности, еще широко используются для обогрева помещений. К тому же в этом году в Германии, например, многие промышленные предприятия стали активно заменять нефтепродуктами природный газ как топливо для своих заводских электростанций и производственных процессов.
Нефть продолжала дешеветь даже тогда, когда Россия стала угрожать, что не будет поставлять ее странам, которые согласятся на введенный “Большой семеркой” и Австралией потолок цен.
Очень показательна также реакция ОПЕК+. 4 декабря руководители во время внеочередной видеоконференции приняли решение сохранить объемы добычи, сниженные в ноябре на 2 млн. баррелей в сутки, на нынешнем уровне до конца 2023 года.
Картель экспортеров нефти не разделяет точку зрения заместителя председателя совета безопасности РФ Дмитрия Медведева, который 5 декабря спрогнозировал, что с ценами на нефть будет происходить невероятное.
Если цены на нефть Brent после обвала 5 и 6 декабря останутся примерно на отметке в 80 долларов за баррель, риски для РФ возрастут, поскольку многие на Западе, уже сейчас критикующие введенный потолок на российскую нефть в 60 долларов как слишком высокую и комфортную для РФ, наверняка потребуют дальнейшего снижения.
Но есть и другой риск для РФ. Профессор Марсель Фрацшер уже сейчас призывает правительство ФРГ поддержать те страны ЕС, которые требуют введения потолка цен и на российский природный газ, чтобы “добиться более сильного снижения цен на газ и их стабилизации”. Если нефтяной потолок окажется успешным инструментом, количество таких призывов наверняка возрастет.
19 октября, во время своего выступления в Вашингтоне, президент США Джо Байден объявил о дополнительных шагах по снижению стоимости бензина, включая планы по высвобождению еще 15 миллионов баррелей нефти из национальных запасов, известных как Стратегический нефтяной резерв.
Увеличение добычи нефти перед ограничением цен и эмбарго ЕС, отмечают аналитики, может дать саудитам еще один довод, что они действуют в своих собственных интересах, а не в интересах РФ.